Ландшафтное бюро, обустройство территорий ландшафтное проектирование флористика во владикавказе
24.06.08 ||| Статьи ||| Законы ландшафтного дизайна --- Светотень
в начало

Композиция
Перспектива
Цвет
Светотень
Симметрия и асимметрия
Контраст и нюанс
Ритм
Пейзажные картины в малом саду


Еще один «инструмент» ланд­шафтного дизайнера— это исполь­зование освещенности участка — светотени. С помощью светотени подчеркивается выразительность, объемность растительных групп. Различия в характере освещения участка, его построек и т. п. дают определенные светотеневые эффекты.

Поверхность любого тела отра­жает падающие на него лучи, обра­зуя на земле неосвещенный учас­ток — падающую тень. На той час­ти тела, куда не попадают световые лучи, образуется собственная тень. На освещенной части изогнутой по­верхности — от границы собствен­ной тени в сторону света — образу­ется полутень. Наконец, в самих тенях могут возникать рефлексы — свет, отраженный от других предме­тов. Рефлексы особенно заметны на поверхности блестящих предметов — там образуются еще и сверкающие пятна — блики. Эти переходы от све­та к тени зависят от размещения источника света — перед предметом, сзади от него или сбоку. Цветовые градации светотени зависят от трех причин: общей силы освещения, ок­раски предметов, густоты тени.

Когда источник света находится прямо перед объектом (фронтальное освещение), светотеневые переходы выражены слабо, композиция невы­разительна. При боковом освеще­нии они выражены ярче, рельефнее: вы замечали, наверное, как вечерние и утренние косые лучи солнца высве­чивают фактуру дерева или куста. Контражур (так называется освеще­ние, когда объект находится между источником света и наблюдателем) усиливает окраску листьев и цветов, подчеркивает силуэт дерева и груп­пы растений. Как видите, цвет и свет взаимно влияют друг на друга.

Влияет на цвет и характер осве­щения (дневное или электрическое). При электрическом освещении крас­ные объекты кажутся более насы­щенными, а синие — наоборот.

Искусственная подсветка в вечер­нее и ночное время по своему харак­теру близка к приемам театрального освещения. В ночном освещении создается эффектное чередование све­та и тени, высвечивается мозаика листьев, рисунок ветвей, преобразу­ется цвет листвы, газонов, цветни­ков.

Смена естественного освещения в пейзаже происходит непрерывно, фиксировать какой-либо основной эффект мы можем не более чем 25— 40 мин, однако чем длиннее день, тем продолжительнее световые эф­фекты.

Световой режим различен в раз­ных географических зонах страны. На севере это преимущественно рас­сеянный, мягкий свет. Туманы, об­лачные дни смягчают краски цвет­ников, углубляют парковые перспек­тивы. В южных районах страны, напротив, резкие тени, особенно в полдень, усиленная яркость красок создают зрительное сокращение глу­бины перспектив.

На участке важно определить длину и направление теней, падаю­щих от предметов в течение дня, чтобы знать затененность участка. В практике ландшафтного проекти­рования пользуются специальными инсоляционными линейками

При ярком солнце способность различать цвета притупляется, осо­бенно теплые тона (красные, оран­жевые). На юге глаз различает мень­ше оттенков, в средней полосе — больше.

Днем максимально воспринима­ются красные цвета, в сумерках чув­ствительность сдвигается в область сине-голубых тонов. С наступлени­ем сумерек сначала «потухает и се­реет» красный цвет, а затем — жел­тый, потом — зеленый и синий (си­ний цвет высветляется, становится ближе к белому, т. е. ярче), белый цвет становится активнее. Летом в конце дня можно наблюдать, как ярко выделяются венчики белых ро­машек, цветки калины, менее замет­ные в полдень.

Источник : www.greenplants.ru


Фотографии Владикавказа и Осетии
изготовление сайтов - NextWeb