Ландшафтное бюро, обустройство территорий ландшафтное проектирование флористика во владикавказе
24.06.08 ||| Статьи ||| Законы ландшафтного дизайна --- Пейзажные картины в малом саду
в начало

Композиция
Перспектива
Цвет
Светотень
Симметрия и асимметрия
Контраст и нюанс
Ритм
Пейзажные картины в малом саду


Скромные размеры садового участка позволяют создать в его пределах две-три самые простые пейзажные картины, но они могут иметь разные сюжеты, объединен­ные одним общим замыслом. Речь может идти о микроландшафтах, воспринимаемых порой только с ве­ранды садового домика либо со ска­мьи у водоема. Но если вспомнить, какого удивительного эффекта доби­ваются японские мастера садово-паркового искусства в изображении природного ландшафта в его пре­дельной миниатюризации, то такая задача покажется особенно привле­кательной.

Человеческий глаз устроен так, чтобы видеть детали объекта лучше всего на расстоянии, равном (по вы­соте или ширине) наибольшему раз­меру объекта. Чтобы наилучшим образом увидеть высокий объект в целом, угол между линией, прове­денной через глаз к горизонту, и ли­нией, проведенной через глаз и наи­высшую точку объекта, должен быть 27—28°. В этом случае наблю­датель должен быть удален от объ­екта на расстояние, равное двойной высоте этого объекта. Расстояние, равное высоте объекта, соответству­ет углу 45°. Чтобы полностью уви­деть один или несколько объектов, нужно отступить подальше. При ут­роенном расстоянии оптимальный угол сокращается до 18°.

Конечно, не стоит и обсуждать приемы создания сложных, много­сюжетных пейзажных картин, тем более пейзажных панорам, имею­щих угол обзора 80—120° и даже 360° (круговая панорама),— такие композиции могут быть созданы лишь в крупных парках.. В композиционном узле картины (необязательно совпадаю­щим с центром) должны быть раз­мещены основные элементы и ак­цент композиции. Поле зрения кар­тины при этом должно быть расчленено, т. е. для наилучшего восприятия не должно быть нагро­мождения, в видовом кадре. И наконец, построить микропейзаж надо так, чтобы второстепенные эле­менты картины были связаны с ком­позиционным узлом, обеспечивая целостность восприятия.

Что может стать центром компо­зиции? Отдельно стоящее дерево (солитер) либо красиво цветущий кустарник, штамбовая форма, груп­па из валуна с цветами, зеркальце маленького водоема. Но при этом надо помнить, что для хорошего об­зора отдельного дерева или кустар­ника (и любого другого вертикаль­ного элемента картины) расстояние до него должно быть не менее двой­ной, а лучше тройной его высоты, лишь в этом случае вертикальный угол восприятия композиции счита­ется оптимальным.

В малом саду видовые картины могут быть не только замкнутыми, но и направленными из сада на ок­ружающий ландшафт — реку, лес, водоем. В этом случае они зритель­но увеличивают площадь садового участка, и он становится частью природного окружения.

При формировании видовых кар­тин в саду нужно помнить о том, что они будут восприниматься не толь­ко статично, но в динамике. Это отличает парковые композиции и видовые картины от застывших пейзажей на полотнах художников. Но, компо­нуя саму структуру видовой карти­ны, насыщая ее элементами, нужно постоянно помнить о выявлении главного и второстепенного среди ее составляющих. Например, главным может стать декоративный бассейн, тогда кустарник на заднем плане должен быть подчинен выявлению воды и ее окружения так же, как и кулисы из многолетников на пе­реднем плане, но все вместе должно составлять единое целое, не быть раздробленным, чересчур пестрым.

Динамика видовых картин не ог­раничивается только их изменением при перемещении по саду. Их измен­чивость характеризуется еще одним измерением, представляющим одну из главных сложностей ландшафт­ной архитектуры,— временем. Каж­дый временной цикл накладывает свой отпечаток на восприятие пей­зажа.

Суточный цикл дает измене­ние светотеневого эффекта, сезон­ный (весна — лето — осень — зима) изменяет внешний вид растений, а поэтому и весь пейзаж в целом; наконец, возрастной цикл (имеется в виду возраст растений) существен­но меняет и декоративность каждо­го растения, и в целом всей компо­зиции. Эту динамику бывает особен­но трудно учесть и запрограммиро­вать начинающему любителю, сос­тавляющему

Фотографии Владикавказа и Осетии
изготовление сайтов - NextWeb